Методические рекомендации для педагогов-психологов



РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ




 Профилактика включает в себя комплекс мер, обеспечивающих предупреждение нежелательного влияния. В этот период ребенок входит в мир науки и культуры, коллективных отношений и деятельности. Поэтому он особенно чувствителен к усвоению этических знаний, оценкам добра и зла, отдельных поступков и поведения в целом. В силу благоприятных возрастных предпосылок становится эффективной работа по предупреждению трудновоспитуемости.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Система диагностики личности
а) уровень сформированности качеств личности;
б) общие творческие способности;
в) речевое развитие;
г) подготовленность ребенка к школе;
л) педагогические установки родителей;
е) родительское отношение, к ребенку.
2. Работа с учащимися
а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);
в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;
г) формирование заботливого отношения к членам семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) развитие культуры речи;
ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьей
а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.
4. Совместная деятельность школы и органов правопорядка
а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;
б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;
в) организация досуга школьников в микросоциуме.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


1. Участие детей в коллективных (групповых) школьных мероприятиях.
2. Индивидуальная работа с учащимися:
а) диагностика причин неблагополучия ребенка;
б) меры по изменению социального статуса ребенка (в школе, микрогруппе, семье);
в) педвоздействия по выравниванию возможностей ребенка;
г) формирование ведущей деятельности ребенка (формирование интереса, навыков, умений, развитие активности).
 3. Индивидуальная работа с семьями учащихся:
а) диагностика причин неблагополучия;
б) перестройка стиля семейного воспитания;
в) восстановление и усиление воспитательного потенциала семьи;
г) меры по активному включению родителей в процесс профилактики.
4. Просветительная работа с учащимися и детьми.
5. Методическое обеспечение работы педколлектива по профилактике преступлений и правонарушений.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ ДЕТЬМИ

(по Печенюку А. А., Вертинской Н. Н.)
1. Диагностический
Цель: вскрыть причины трудновоспитуемости, поставить психолого-педагогический прогноз.
2. Прогностический
Цель: интерпретация полученных данных, определение стратегии и тактики воспитания с учетом диагностических данных.
3. Переориентационный
Цель: изменить стереотип поведения ребенка.
4. Закрепляющий
Цель: формирование положительного стереотипа поведения, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.

КОРРЕКЦИННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ. ПОНЯТИЕ О КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

Личность ребенка не всегда формируется по восходящей линии. Поскольку он еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и моральные правила поведения еще не стали его собственными, его поведение часто определяется случайными обстоятельствами.
К типичным отклонениям в поведении школьника относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Проявляются они в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями.
Личность школьника с отклоняющимся поведением приходится выправлять или, другими словами, проводить коррекцию ее развития.
Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.
Типичные причины отклонений в поведении детей:
— безнадзорность в семье;
— отсутствие единства в требованиях отца и матери;
— потакание капризам и прихотям ребенка;
— применение физических мер наказания;
— психологическая изоляция в классном коллективе;
— отрицательная микросреда;
— недостаточное развитие способности к торможению.

ТАКТИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Эффективность этой работы определяется:
— искусством общения с детьми;
— вовлечением в коррекционную работу самого воспитанника (психологический тренинг);
— формированием цели коррекционной работы (при агрессивности развитие доброжелательности, лени — воспитание трудолюбия, замкнутости - развитие общительности и т. д.)
— применением тормозящих приемов (предупреждение, наказание, осуждение, приказание);
— формированием положительных качеств через созидающие приемы (организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения, просьба, поощрение);
— выяснением причин поведения;
— формированием соответствующих мотивов поведения.
В коррекционной работе воспитателя можно выделить следующие этапы:
1. Выяснение причин отклонения в поведении ребенка, а также изучение сильных и слабых сторон личности.
2. Определение целей и способов действия по искоренению недостатков в поведении и формировании положительного качества, противоположного тому, которое является ближайшей причиной отклонений в поведении.
3. Дискредитация, обесценивание отрицательных форм поведения и формирование мотивов положительного поведения (желания избавиться от недостатков, потребности усовершенствовать качества личности),
4. Выбор вида деятельности, в котором наиболее успешно формируется необходимое положительное качество, и включение в него воспитываемого. Одновременно ведется работа по обеспечению благоприятного положения его в системе межличностных отношений.
5. Закрепление прививаемого качества через упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и через одобрение положительных изменений.
В процессе всей коррекционной работы у воспитываемого формируется рефлексивное отношение к собственному поведению, которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.

ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИТУАЦИЙ

Диагностика ситуации может быть осуществлена любым из следующих 10 игротехнических приемов.
1. "Иллюстрация". Диагностика состоит в детальном описании всех основных процессов, действий, взаимоотношений, характерных для данной ситуации.
2. "Манихейский миф". Ситуация рисуется только черными и белыми красками. К описанию привлекаются только те участники, которые мыслят противоположными категориями. Обозначаются полярные точки зрения, серьезные узловые проблемы, конфликтные перекрестки.
3. "Авгиевы конюшни". Поиск и анализ всех недостатков, трудностей, противоречий, проблем, характерных для данной ситуации. Выделяют 3-4 игровые подгруппы. Каждой группе определяется направление диагностики.
4. "Три роли". Диагностика ситуации осуществляется также коллективами. Каждая подгруппа играет роль: "пессимисты" должны описать факторы негативного характера;
оптимисты — раскрывают положительные моменты "реалисты" — пытаются описать действительное состояние, используя аргументы, высказанные "пессимистами" и "оптимистами".
5. "Антиситуация". Участники диагностики пытаются проанализировать ситуацию, описывая ее зеркальное отражение реальной; однако если в реальной ситуации имеются факторы, тормозящие прогрессивное ее развитие, то в "антиситуации" участники моделируют факторы, способствующие ее развитию.
6. "Ситуация-оценка". Участникам игры предлагаются описание конкретного события и принятие мер. Они должны оценить источники, механизмы, поведение людей, качество принятых решений и мер с позиции разных представителей, чья деятельность тесно связана с исследуемой ситуацией. Такой игротехнический прием позволяет увидеть не только состояние дел в коллективе, но и отношение участников игры к рассматриваемой ситуации.
7. "Ситуация-упражнение". В данном случае анализ ситуации требует от участников игры обращения к специальным источникам информации, литературе, справочникам. Игровые подгруппы изучают ситуацию и составляют 5 вопросов, на которые ответят консультанты. В роли консультантов могут выступать многие специалисты, компетентные лица, преподаватели.
8. "Ситуация-розыгрыш". Диагностика состоит в том, что участники игры исполняют роли действующих лиц по заранее составленному руководителем игры сценарию и, таким образом, воспроизводят и анализируют исследуемую ситуацию и принятое решение в ходе игры. Ситуация диагностируется с позиций различных сторон, что способствует более детальному, углубленному анализу состояния дел в коллективе.
9. "Инцидент". Анализ конфликтной ситуации. Участники игры ставятся в положение классного руководителя, директора и т.д., которым докладывают о случившемся инциденте. Они должны задавать руководителю игры вопросы, ответы на которые позволят им оценить ситуацию. Все варианты принятых решений обсуждаются в коллективной дискуссии.
10. "Ситуация-спор". Диагностика осуществляется в споре двух сторон, имеющих полярные точки зрения по отношению к принятому решению. Данный прием позволяет не только проанализировать закономерности и механизмы тех или иных социальных, производственных и педагогических процессов, негативные и позитивные следствия действий и поступков людей, эффективность использования определенных приемов, методов и способов работы, значение и роль конкретных факторов, условий обстоятельств, но и проясняет профессиональные потребности, запросы и позиции участников игры.

ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАДАЧ

В играх решаются разные задачи: производственные, исследовательские, воспитательные, познавательные и т. д. Существует ряд приемов для определения содержания задач, степени важности, актуальности масштаба, новизны и целей:
"поле проблем" служит для выработки правильного понимания задачи всеми участниками игры;
"дерево целей" выясняет повод постановки задачи и причины ее возникновения;
"прогноз бедствий" завершает диагностику задачи и служит для определения меры необходимости решения данной задачи.
При диагностике задачи должны быть выяснены:
содержание основной задачи;
источник постановки задачи;
поводы и причины ее возникновения;
основные факторы, которые будут способствовать или препятствовать решению задачи;
характеристика ретроспективных и перспективных проблем в зависимости от процесса решения задачи;
описание ожидаемого результата на разных стадиях решения задачи;
отношение участников игры к поставленной задаче, кругу проблем, очерченных при ее диагностике, и намеченным планам ее решения.
Для изучения контингента играющих и комплектования игровых подгрупп используются следующие игротехнические приемы:
тест;
эмоциональная атака;
паратеатр;
программированный самоконтроль;
стоп-кадр;
Вертушка общения;
ринг творческих возможностей;
психодрама и социодрама;
социально-психологический тренинг;
рефлексивный тренинг;
микродискуссия;
брифинг.
Таким образом, применение игровых форм и методов обучения будет весьма полезным в организации работы с "трудными" детьми и их родителями.

ПРОБЛЕМА НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ (по Славиной Л. С.)

 Выделяют две группы недисциплинированных учеников.
 1 группа:
 ученики, у которых недисциплинированность вызвана аффектами и конфликтами в основном из-за невозможности завоевать определенную позицию в коллективе;
 ученики, для которых основным делом стала не школа, а какая-нибудь посторонняя для школы деятельность, в котором они и стремятся занять определенное место, завоевать свою позицию;
 ученики, которые завоевывают свою позицию в школе недисциплинированным поведением;
 своевольные ученики;
 2 группа:
 ученики, не усвоившие правил поведения;
 импульсивные и двигательно-беспокойные ученики. К первой группе, относятся ученики, недисциплинированность которых связана с мотивацнонно-аффективной стороной их личности. Ко второй — ученики, недисциплинированность которых связана с отсутствием умения вести себя согласно правилам, организовывать себя, овладеть своим поведением, с отсутствием в их опыте упражнений в соответствующем поведении.
 II с и х о л о г и ч е с к и е и п с и х о ф из и ч е с к и е причины неуспеваемости:
 педагогическая запущенность;
 умственное отставание (первичное, связанное с нарушениями работы головного мозга; вторичное, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью ученика, ЗПР (временные и поддающиеся корректировке);
 ранняя тугоухость, возникающая в раннем, дошкольном детстве и не замечаемая взрослыми, она приводит к вторичному нарушению умственного развития;
 церебральная астения;
 эмоциональные дефекты.
 (А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия).

НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 К числу начальных признаков неуспеваемости можно отнести увеличение числа ошибок при выполнении учебных заданий, расходование времени на выполнение домашних заданий выше школьно-гигиенических норм, невыполнение отдельных домашних заданий и частые обращения за помощью, появление симптомов снижения интереса к предмету и т. д.

ТИПОЛОГИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

 По Мурачковскому Н. И.:
 учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учению;
 учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению вплоть до полной утраты позиции школьника.
 По Л. С. Славиной неуспеваемость может вызываться:
 отношением к учению;
 трудностями усвоения учебного материала, связанными с тем, что обычно называют отсутствием способностей;
 неправильно сформировавшимися навыками и способами учебной работы;
 неумением трудиться (имеется в виду учебный труд);
 отсутствием познавательных и учебных интересов.


ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ

НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

 С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер должна включать следующие виды деятельности:
 1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
 2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
 3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.)
 4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
 При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
 Меры группового подхода и виды помощи в учении неуспевающему ученику на различных этапах урока.
 1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
 Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
 2. При изложении нового материала.
 Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
 3. При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке.
 Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило. Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения задач, упражнения. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
















Комментариев нет:

Отправить комментарий