РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Профилактика
включает в себя комплекс мер, обеспечивающих предупреждение нежелательного
влияния. В этот период ребенок входит в мир науки и культуры, коллективных
отношений и деятельности. Поэтому он особенно чувствителен к усвоению этических
знаний, оценкам добра и зла, отдельных поступков и поведения в целом. В силу
благоприятных возрастных предпосылок становится эффективной работа по
предупреждению трудновоспитуемости.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Система диагностики личности
а) уровень сформированности качеств личности;
б) общие творческие способности;
в) речевое развитие;
г) подготовленность ребенка к школе;
л) педагогические установки родителей;
е) родительское отношение, к ребенку.
2. Работа с учащимися
а) формирование интегративных качеств личности
(самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права
ребенка);
в) формирование общих творческих способностей,
организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;
г) формирование заботливого отношения к членам
семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) развитие культуры речи;
ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьей
а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и
учащихся.
4. Совместная деятельность школы и органов
правопорядка
а) выявление мотивов правонарушений младших
школьников;
б) разъяснительная работа относительно сущности и
причин правонарушений и преступлений;
в) организация досуга школьников в микросоциуме.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Участие детей в коллективных (групповых) школьных
мероприятиях.
2. Индивидуальная работа с учащимися:
а) диагностика причин неблагополучия ребенка;
б) меры по изменению социального статуса ребенка (в
школе, микрогруппе, семье);
в) педвоздействия по выравниванию возможностей
ребенка;
г) формирование ведущей деятельности ребенка
(формирование интереса, навыков, умений, развитие активности).
3.
Индивидуальная работа с семьями учащихся:
а) диагностика причин неблагополучия;
б) перестройка стиля семейного воспитания;
в) восстановление и усиление воспитательного
потенциала семьи;
г) меры по активному включению родителей в процесс
профилактики.
4. Просветительная работа с учащимися и детьми.
5. Методическое обеспечение работы педколлектива по
профилактике преступлений и правонарушений.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ ДЕТЬМИ
(по Печенюку А. А., Вертинской Н. Н.)
1. Диагностический
Цель: вскрыть причины трудновоспитуемости, поставить
психолого-педагогический прогноз.
2. Прогностический
Цель: интерпретация полученных данных, определение
стратегии и тактики воспитания с учетом диагностических данных.
3. Переориентационный
Цель: изменить стереотип поведения ребенка.
4. Закрепляющий
Цель: формирование положительного стереотипа
поведения, стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
КОРРЕКЦИННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ
ЛИЧНОСТИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ. ПОНЯТИЕ О КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Личность ребенка не всегда формируется по восходящей
линии. Поскольку он еще не имеет устоявшихся взглядов, а существующие нормы и
моральные правила поведения еще не стали его собственными, его поведение часто
определяется случайными обстоятельствами.
К типичным отклонениям в поведении школьника
относятся лень, агрессивность, недисциплинированность, упрямство. Проявляются
они в форме проступков, конфликтов с соучениками, учителями и родителями.
Личность школьника с отклоняющимся поведением
приходится выправлять или, другими словами, проводить коррекцию ее развития.
Под коррекцией понимается система
психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или
ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование
противоположных по отношению к ним положительных качеств.
Типичные причины отклонений в поведении детей:
— безнадзорность в семье;
— отсутствие единства в требованиях отца и матери;
— потакание капризам и прихотям ребенка;
— применение физических мер наказания;
— психологическая изоляция в классном коллективе;
— отрицательная микросреда;
— недостаточное развитие способности к торможению.
ТАКТИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Эффективность этой работы определяется:
— искусством общения с детьми;
— вовлечением в коррекционную работу самого
воспитанника (психологический тренинг);
— формированием цели коррекционной работы (при
агрессивности развитие доброжелательности, лени — воспитание трудолюбия,
замкнутости - развитие общительности и т. д.)
— применением тормозящих приемов (предупреждение,
наказание, осуждение, приказание);
— формированием положительных качеств через
созидающие приемы (организация успеха, проявление внимания, заботы, огорчения,
просьба, поощрение);
— выяснением причин поведения;
— формированием соответствующих мотивов поведения.
В коррекционной работе воспитателя можно выделить
следующие этапы:
1. Выяснение причин отклонения в поведении ребенка,
а также изучение сильных и слабых сторон личности.
2. Определение целей и способов действия по
искоренению недостатков в поведении и формировании положительного качества, противоположного
тому, которое является ближайшей причиной отклонений в поведении.
3. Дискредитация, обесценивание отрицательных форм
поведения и формирование мотивов положительного поведения (желания избавиться
от недостатков, потребности усовершенствовать качества личности),
4. Выбор вида деятельности, в котором наиболее
успешно формируется необходимое положительное качество, и включение в него
воспитываемого. Одновременно ведется работа по обеспечению благоприятного
положения его в системе межличностных отношений.
5. Закрепление прививаемого качества через
упражнение в естественных условиях или специально организованный тренинг и
через одобрение положительных изменений.
В процессе всей коррекционной работы у
воспитываемого формируется рефлексивное отношение к собственному поведению,
которое является существенной предпосылкой организации самовоспитания.
ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ СИТУАЦИЙ
Диагностика ситуации может быть осуществлена любым
из следующих 10 игротехнических приемов.
1. "Иллюстрация". Диагностика состоит в
детальном описании всех основных процессов, действий, взаимоотношений,
характерных для данной ситуации.
2. "Манихейский миф". Ситуация рисуется
только черными и белыми красками. К описанию привлекаются только те участники,
которые мыслят противоположными категориями. Обозначаются полярные точки
зрения, серьезные узловые проблемы, конфликтные перекрестки.
3. "Авгиевы конюшни". Поиск и анализ всех
недостатков, трудностей, противоречий, проблем, характерных для данной
ситуации. Выделяют 3-4 игровые подгруппы. Каждой группе определяется
направление диагностики.
4. "Три роли". Диагностика ситуации
осуществляется также коллективами. Каждая подгруппа играет роль:
"пессимисты" должны описать факторы негативного характера;
оптимисты — раскрывают положительные моменты
"реалисты" — пытаются описать действительное состояние, используя
аргументы, высказанные "пессимистами" и "оптимистами".
5. "Антиситуация". Участники диагностики
пытаются проанализировать ситуацию, описывая ее зеркальное отражение реальной;
однако если в реальной ситуации имеются факторы, тормозящие прогрессивное ее
развитие, то в "антиситуации" участники моделируют факторы,
способствующие ее развитию.
6. "Ситуация-оценка". Участникам игры
предлагаются описание конкретного события и принятие мер. Они должны оценить
источники, механизмы, поведение людей, качество принятых решений и мер с
позиции разных представителей, чья деятельность тесно связана с исследуемой
ситуацией. Такой игротехнический прием позволяет увидеть не только состояние
дел в коллективе, но и отношение участников игры к рассматриваемой ситуации.
7. "Ситуация-упражнение". В данном случае
анализ ситуации требует от участников игры обращения к специальным источникам
информации, литературе, справочникам. Игровые подгруппы изучают ситуацию и
составляют 5 вопросов, на которые ответят консультанты. В роли консультантов
могут выступать многие специалисты, компетентные лица, преподаватели.
8. "Ситуация-розыгрыш". Диагностика
состоит в том, что участники игры исполняют роли действующих лиц по заранее
составленному руководителем игры сценарию и, таким образом, воспроизводят и
анализируют исследуемую ситуацию и принятое решение в ходе игры. Ситуация
диагностируется с позиций различных сторон, что способствует более детальному,
углубленному анализу состояния дел в коллективе.
9. "Инцидент". Анализ конфликтной
ситуации. Участники игры ставятся в положение классного руководителя, директора
и т.д., которым докладывают о случившемся инциденте. Они должны задавать
руководителю игры вопросы, ответы на которые позволят им оценить ситуацию. Все
варианты принятых решений обсуждаются в коллективной дискуссии.
10. "Ситуация-спор". Диагностика
осуществляется в споре двух сторон, имеющих полярные точки зрения по отношению
к принятому решению. Данный прием позволяет не только проанализировать
закономерности и механизмы тех или иных социальных, производственных и
педагогических процессов, негативные и позитивные следствия действий и
поступков людей, эффективность использования определенных приемов, методов и
способов работы, значение и роль конкретных факторов, условий обстоятельств, но
и проясняет профессиональные потребности, запросы и позиции участников игры.
ИГРОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗАДАЧ
В играх решаются разные задачи: производственные,
исследовательские, воспитательные, познавательные и т. д. Существует ряд
приемов для определения содержания задач, степени важности, актуальности
масштаба, новизны и целей:
"поле проблем" служит для выработки
правильного понимания задачи всеми участниками игры;
"дерево целей" выясняет повод постановки
задачи и причины ее возникновения;
"прогноз бедствий" завершает диагностику
задачи и служит для определения меры необходимости решения данной задачи.
При диагностике задачи должны быть выяснены:
содержание основной задачи;
источник постановки задачи;
поводы и причины ее возникновения;
основные факторы, которые будут способствовать или
препятствовать решению задачи;
характеристика ретроспективных и перспективных
проблем в зависимости от процесса решения задачи;
описание ожидаемого результата на разных стадиях
решения задачи;
отношение участников игры к поставленной задаче,
кругу проблем, очерченных при ее диагностике, и намеченным планам ее решения.
Для изучения контингента играющих и комплектования
игровых подгрупп используются следующие игротехнические приемы:
тест;
эмоциональная атака;
паратеатр;
программированный самоконтроль;
стоп-кадр;
Вертушка общения;
ринг творческих возможностей;
психодрама и социодрама;
социально-психологический тренинг;
рефлексивный тренинг;
микродискуссия;
брифинг.
Таким образом, применение игровых форм и методов
обучения будет весьма полезным в организации работы с "трудными"
детьми и их родителями.
ПРОБЛЕМА НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ (по Славиной Л. С.)
Выделяют две
группы недисциплинированных учеников.
1 группа:
ученики, у
которых недисциплинированность вызвана аффектами и конфликтами в основном из-за
невозможности завоевать определенную позицию в коллективе;
ученики, для
которых основным делом стала не школа, а какая-нибудь посторонняя для школы
деятельность, в котором они и стремятся занять определенное место, завоевать
свою позицию;
ученики,
которые завоевывают свою позицию в школе недисциплинированным поведением;
своевольные
ученики;
2 группа:
ученики, не
усвоившие правил поведения;
импульсивные
и двигательно-беспокойные ученики. К первой группе, относятся ученики,
недисциплинированность которых связана с мотивацнонно-аффективной стороной их
личности. Ко второй — ученики, недисциплинированность которых связана с
отсутствием умения вести себя согласно правилам, организовывать себя, овладеть
своим поведением, с отсутствием в их опыте упражнений в соответствующем
поведении.
II с и х о л
о г и ч е с к и е и п с и х о ф из и ч е с к и е причины неуспеваемости:
педагогическая запущенность;
умственное
отставание (первичное, связанное с нарушениями работы головного мозга;
вторичное, связанное с длительными пропусками в учении или пассивностью
ученика, ЗПР (временные и поддающиеся корректировке);
ранняя
тугоухость, возникающая в раннем, дошкольном детстве и не замечаемая взрослыми,
она приводит к вторичному нарушению умственного развития;
церебральная
астения;
эмоциональные
дефекты.
(А. Н.
Леонтьев, А. А. Смирнов, А. Р. Лурия).
НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
К числу
начальных признаков неуспеваемости можно отнести увеличение числа ошибок при
выполнении учебных заданий, расходование времени на выполнение домашних заданий
выше школьно-гигиенических норм, невыполнение отдельных домашних заданий и
частые обращения за помощью, появление симптомов снижения интереса к предмету и
т. д.
ТИПОЛОГИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
По
Мурачковскому Н. И.:
учащиеся с
низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учению;
учащиеся с
высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению
вплоть до полной утраты позиции школьника.
По Л. С.
Славиной неуспеваемость может вызываться:
отношением к
учению;
трудностями
усвоения учебного материала, связанными с тем, что обычно называют отсутствием
способностей;
неправильно
сформировавшимися навыками и способами учебной работы;
неумением
трудиться (имеется в виду учебный труд);
отсутствием
познавательных и учебных интересов.
ОПТИМАЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ
НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ
С целью
преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках система мер должна включать
следующие виды деятельности:
1. Помощь в
планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения
минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной
деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2.
Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3.
Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха,
побуждение к активному труду и др.)
4. Контроль
за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних
заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
При
невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной
работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи,
инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика,
который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала
учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником.
Меры группового
подхода и виды помощи в учении неуспевающему ученику на различных этапах урока.
1. В процессе
контроля за подготовленностью учащихся.
Создание
атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса,
разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана
ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть
явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При
изложении нового материала.
Применение
мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к
слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов
и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к
выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным
учеником.
3. При
организации и в ходе самостоятельной работы на уроке.
Выбор для
групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение числа их. Более подробное объяснение последовательности
выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование
карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. Разбивка
заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на
аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема или способа
выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное
действие, правило. Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения
задач, упражнения. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий,
требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий
слабоуспевающих, более тщательный контроль за их деятельностью, указание на
ошибки, проверка, исправление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий